Поймите меня
правильно, я не хочу разрушить ваши идеалы и заставить вас опустить планку.
Упаси меня боже! Но все ж я начну писать на больную тему и скажу то, что не
осмелилась бы повторить на литературных сайтах. Во избежание неприятных
последствий... Здесь же, на моей страничке, я могу баловать своих гостей
пленительным напитком искренности.
На мой взгляд,
нас очень испортила школа и испортила, в первую очередь, своей классикой.
Оттуда и получается целый пласт людей, которые презрительно морщат нос на вид
чего-то, что называют «популярно-развлекательной литературой». Мусолят годами
один и тот же роман, интересный только одному автору и его излишне
вежливым друзьям, а заодно активно доказывают всем, кто их слушает, что
издательства печатают «макулатуру», на которую бумаги жалко. А их «шедевров» не
замечают.
Правильный
подход... но, извините, однобокий.
Давайте смотреть
правде в лицо – в наше время писательство тоже может стать профессией, а не
увлекательной поездке на коньке вдохновения. И некоторые из авторов
умудряются-таки жить на писательские гонорары, хоть и живут, по их же словам,
не слишком богато. Но живут.
А теперь
представим, что было бы с этим писателем, если бы он выпускал один роман в
двадцать лет? Не занимаясь более ничем? Уж простите за искренность, но это
только князи, типа Толстых, могут себе позволить десятилетиями мусолить один и
тот же роман, чтобы показать публике шедевр. Ему и работать-то было не надо, на
то был управляющий, слуги, наследство предков.
Нас же, простых
смертных, у которых нет этих самых управляющих, княжьего титула и пожизненного
дохода, чтобы заниматься великим, волнует другой вопрос – как не столько
написать, сколько на этом подзаработать до следующей публикации?
Ответ один – ни
одна современная редакция за ожидание классического шедевра годами вас кормить
не будет. Так что в один прекрасный момент, если вы уж станете маститым
писателем, возникнет вопрос – а что вы, собственно, пишете, и почему это что-то
упрямо попадает на полку «развлекательной литературы»?
Т.е. –
несерьезной, типа «прочитал и понес в мусорник». Такой литературы, что читают в
метро, в поездах, в трамваях... Литературы в мягких обложках, карманном
варианте, которую после прочтения положено выкидывать...
Обидно, правда?
Разве можно писать для такого.... свинства? Разве это искусство? И тут же
находится пара друзей, которые презрительно морщат носик при напоминании о
вашей персоне и вашем таланте. Ибо
искусство не может быть для массового потребления, оно должны быть только для
избранных. А писательство – это тоже искусство.
Все это
правильно. И аргументы правильные. И ответ на них у моих знакомых писателей
имеется: «либо мы будем писать так, как пишем, либо нас просто не напечатают».
Подведем итог –
«любители классики», что так презрительно отзываются о «развлекательной»
литературе не понимают одного – сами авторы часто опускают планку, чтобы пойти
навстречу своему же читателю, чтобы сделать книгу интересной.
Делают это
сознательно и профессионально. И это вовсе не значит, что «они не умеют писать
мудрено, красиво, психологически глубоко». Умеют, но думают о своем читателе. И
такова правда – иногда книгу сознательно упрощают, чтобы повысить ее
читательскую аудиторию. Пишут книгу «для уровня современного подростка», ибо на
этом уровне застыла большая часть «развлекательной литературы».
Страшно звучит и
цинично, не так ли?
В следующей части
мы попробуем разобраться – почему так происходит. Посмотреть на ситуацию с
точки зрения читателя.
|