Творческий кризис приходит неожиданно, в
самый неподходящий момент, отравляет жизнь и как-то незаметно проходит.
Если правильно «лечить» — быстрее, если не обращать на него внимания
— медленнее. Как и любая болезнь. Но практически на каждую болезнь существует списочек «профилактических мер», которые помогают нам снизить шанс заболевания. Существует такой, вы удивитесь, и на творческий кризис... Вот я, которая впадала в «творческую черную дыру» и не раз, теперь уже почти год как избегаю «заболевания», хотя, если честно, пару раз находилась на грани. Итак, как избежать творческого кризиса? Тут очень сильно помогает анализ ситуации. Проанализировав свои предыдущие «попадания», я нашла пару «своих» причин: 1) у меня «аллергия» на конкурсы. Вне зависимости от результата (а я и поднималась к высшим строчкам, и падала вниз), все равно после конкурсной чехарды приходила усталость, а вместе с ней и «творческая неполноценность», при этом достаточно надолго. После одного из прошлогодних конкурсов я не могла писать... аж несколько месяцев. После этого участвовала еще в нескольких, тщательно следила за своим состоянием и поняла, что конкурсы по сути мне противопоказаны. Больше я в них не ходок, хотя иногда и хочется. Да, весело, да, задорно... но по сути, как оказалось, ничего не дает. На конкурсах часто не ругают, хвалят (незаслуженно, и тут же «опускают» в рейтинге), пишут не рецензии, а отписки (оно и понятно — конкурсных работ много, на каждую «сочинение» не напишешь, плюс, не знаешь, кому пишешь и можешь натолкнуться на «негатив» автора), и, что самое плохое, частенько поднимают на вершины рейтинга за удачную стилизацию (что вообще-то не сильно-то проходит и не сильно-то пригодится при написании романа, где очень сильная стилизация утомляет), в то время, как в творческих темах и при личной переписке с критиками получаешь более богатый спектр с учетом вашей стилистики, ваших слабых мест, вашей личности и т.д.
Одним словом, получив на рассказы кучу пустых, ничего не дающих рецензий типа «понравилось», а что понравилось не понятно, прочитав море работ, которые мне не нравятся, я решила с этим делом завязать. Теперь иногда хожу под настроение на конкурсы как критик... как автор просто уже не в силах. Тут просто надо сложить все «за» и «против». Я сложила и поняла, что минусов больше. Потому решила все же завязать с конкурсами, остановившись на более «тихих» типах состязаний. Например, литературных дуэлях. 2) у меня циклический характер (кто не знает, что это такое, ищите в интернете сами). Иногда я непробивная, и это время я активно использую для получения критики и творческой порки от друзей, иногда становлюсь ранимой и нуждаюсь в тепле и похвалах, начинаю ныть... тогда я прячусь в нору, стараясь избежать общения.
Боюсь, не все этого понимают. Лезут ко мне с критикой, стараются вытянуть из норы, когда я о том не прошу, и потом удивляются моей реакции, записывая в «ранимые авторы». Потом я вновь обрастаю панцирем, обновленная вылезаю из норы, меня начинают щадить, а я обижаюсь (больше всего на свете ненавижу, когда меня жалеют). Обычно я не ранима. Я просто иногда нуждаюсь в отдыхе ото всех, в возможности зализать раны, в осторожной поддержке. И если меня в это время «вытянуть» насильно, я могу просто напросто могу наговорить лишнего и скатиться в очередную хандру, не только творческую. Зная эту особенность своего характера, в периоды ранимости я себя оберегаю, по возможности встряхиваю, и этим избегаю очередного периода плохого настроения, а вместе с ним — нового творческого кризиса. 3) усталость. Иногда настолько погружаешься в реальный мир, настолько выматываешься, что на творчество времени просто не хватает. У меня это бывает, но очень редко — я все же отдыхаю на своих текстах и душой, выплескиваю в них лишнюю эмоциональность, описываю ситуации, которые меня лично задели. Мое творчество помогает мне найти ответы на вопросы, которые волнуют меня в реальном мире, хотя, казалось бы как — я пишу фэнтези. Но об этом мы поговорим в другой раз.
С усталостью я не борюсь. Возможности организма имеют свои пределы... их нельзя превышать. Тем более, что проблемы все же решатся, пройдет усталость и вновь потянет к клавиатуре. 4) я «застряла». Это бывает при написании романа, когда просто в один прекрасный момент садишься за клавиатуру и не знаешь, что писать дальше. Приходит состояние беспомощности, а вместе с ним и творческий кризис. Я научилась бороться и с этим... при помощи написания плана. Для меня это не что-то вроде «снежинки» (метод снежинки — это что-то из теории литмастерства, если кто не знает), написание которой меня может еще более вогнать в ступор, а четкое распределение «опорных точек» каждой части романа. Т.е. — теперь я не пишу, абы писать, а четко знаю, к чему веду своих героев — к очередной опорной точке, плюс — к финалу. И тогда начинают вырисовываться ниточки, переплетая которые и рождается сюжет, на основе сюжета подбираются языковые инструменты подачи информации. Я не знаю, насколько хорошо у меня все это получается (судя по тому, что у меня нет ни одной изданной книги — не очень), но сам процесс переплетения нитей приносит мне искреннее удовольствие. А там, где удовольствие, места для творческого кризиса нет и быть не может. Статья затянулась, потому пишу ненавистное "продолжение следует"... картинка из аниме "Обитель ангелов"
|